Центр ментальной арифметики в Санкт-Петербурге

Ментальная арифметика и обучение детей устному счету

обучение детей устному счету

Казалось бы, нет ничего сложного, можно просто воспользоваться калькулятором. В век технического прогресса нет никакой острой необходимости прибегать к устному счету, который пора бы назвать пережитком прошлого. Многие люди избегают умственных нагрузок даже в таких обыденных ситуациях, как подсчет общей стоимости продуктов или коммунальных услуг. Любой самый простой мобильный телефон, который всегда под рукой, может сделать расчет за человека, лишив его такой простой умственной зарядки.

Калькулятор, конечно, удобен в жизни взрослого с необходимостью всегда быть точным, но для ребенка, только начинающего развивать свои умственные способности, он может быть опасен.

Счет в уме – это интеллектуальная разминка, необходимая для нормального развития школьника. Все логические операции от сложения до деления влияют на скорость и качество роста мозга, который даже на физическом уровне меняется в зависимости от обучения. Память, воображение и внимание, все когнитивные процессы, требуют постоянной тренировки, а счет в уме – прекрасная возможность заниматься ими одновременно.

Известно, что школьная система не всегда оказывает вдохновляющее действие на учеников, особенно этот вопрос касается такого сложного для детей предмета, как математика. Без мотивации к обучению нет смысла ожидать от ребенка больших успехов в этой области, которая так важна для школьника. Математика закладывает такие системные для развития навыки, которые будут нужны практически в любом виде обучения.

В младших классах (с первого по четвертый) ребенок нуждается в развитии своих когнитивных функций, в формировании основ рационального мышления. Но форма обучения должна соответствовать восприятию ученика начальной школы, его способности удерживать внимание. Основные правила и принципы, которые следует соблюдать при тренировке навыка устного счета такие:

  • не перегружать ребенка большим объемом информации, а давать материал последовательно, поэтапно;
  • основы математики преподавать предпочтительно в такой форме активного обучения, как игра;
  • делить материал и все упражнения на небольшие сегменты, которые не потребуют больше десяти минут;
  • беспрестанно повторять прошлые блоки материала, постепенно предлагая детям все более трудные упражнения.

Можно выделить несколько основных шагов, которые потребуется пройти для того, чтобы развить навык устного счета.

  1. Привычка (формируется с помощью упражнений и закрепляется методом регулярного повторения).
  2. Понимание.
  3. Глубокое осмысление материала.

Чтобы успешно освоить навык счета, ребенок должен пользоваться им постоянно. Постоянно любой дошкольник или школьник младшего возраста готов делать только одно – играть, а значит, счет в уме должен стать частью жизни ребенка с помощью игровых форм обучения. Поэтому уже в возрасте трех лет детей обучают самому простому счету, показывают карточки с поиском сходств и различий. Взрослея, ребенок усваивает все эти этапы усложнения логических задач и начинает легче использовать их в процессе обучения и практической жизни.

Почему так важно делить материал на небольшие блоки и контролировать нагрузку? Объясняется такой метод обучения неспособностью детей длительно удерживать внимание на одном объекте. Эффективное обучение для учеников младших классов возможно при соблюдении 30-минутной длительности урока. Но при сокращении этого времени материал запоминается еще лучше.

  • Таким образом улучшается концентрация у детей.
  • Урок не вызывает усталости, а значит и негатива, что сохраняет у ребенка интерес к обучению.

Как устный счет влияет на интеллект ребенка?

Вне зависимости от того, какая именно форма обучения используется для развития счета в уме, достигается прогресс в развитии следующих способностей:

  • память – ребенку приходится оттачивать её для усвоения основных операций с числами, удерживая их в уме;
  • воображение – счет в уме требует визуализации (которая часто используется на уроках преподавателями);
  • внимание – без этого сквозного психического процесса ребенок не сможет выполнить упражнение.

Устный счет очень важен для развития когнитивных способностей ребенка. Есть много путей для развития этого навыка и один из наиболее надежных – это развивающие курсы. Здесь подготовленные специалисты сконцентрируют все свое внимание на небольшой группе учеников. Эффективные упражнения, качественно составленная программа и доброжелательный подход к детям обязательно дадут отличные результаты в процессе освоения этого навыка. Итоги занятий в группах ментальной арифметики  приятно удивят родителей.

Особые способы развития навыка устного счета

Для освоения правил устного счета, ребенку на старте обучения необходимо привыкнуть различать цифры, сравнивать их и воссоздавать их умозрительно. Как раз в этом им может помочь ментальная арифметика, ведь она дает детям заранее сконструированные, хорошо подходящие для задач образы, представленные как косточки абакуса. С ними легко разбивать образы чисел по составу, перемножать, вычитать, производить любые обычные вычислительные операции. Преимуществом использования зрительного образа для развития устного счета является и тот факт, что он развивает как левое, так и правое полушарие головного мозга. А значит, делает обучение более полным, активизирующим как логику, так и воображение.

Согласно  исследованиям  долговечной памяти, люди ничего не забывают, просто не всегда умеют пользоваться информацией из своих воспоминаний. Но также они не могут полностью разучиться использовать какой-то навык. На занятиях в наших учебных группах дети смогут очень глубоко усвоить важный для жизни навык счета. Но кроме того, что они смогут решать необходимые упражнения, ученики разовьют в себе воображение, смекалку, способность легко адаптироваться к новым задачам. В целом, все те способности, которые помогут им успешно войти не только в любую учебную систему, но и во взрослую жизнь.

Главная особенность ментальной арифметики, которая дает возможность нашим ученикам так успешно осваивать устный счет, – это визуализация математических действий. А вишенка на торте – скоростной устный счет, которому невозможно обучиться в обычной школе, и которым не владеют не только школьники, но и большинство взрослых. Давайте же вместе дадим возможность вашему ребенку стать новым математическим гением!

Вернуться к списку статей
На главную страницу