Центр ментальной арифметики в Санкт-Петербурге

Наука о ментальной арифметике

Наука о ментальной арифметике

Очевидные успехи, которых добиваются дети, обучающиеся на курсах ментальной арифметики, привлекают все больше внимания как со стороны педагогического сообщества, так и со стороны ученых, нейрофизиологов и психологов.

В японском медицинском центре несколько лет проводились исследования мозговой активности с помощью метода электроэнцефалографии (ЭЭГ). Дети слушали музыку, потом решали примеры по математике, и в это время фиксировались данные об уровне активности нейронов в правой и левой области головного мозга.

Анализ полученных результатов показал

Волны, свидетельствующие о работе мозга, были более интенсивными в правом полушарии, когда участник эксперимента прослушивал музыку. А во время математических вычислений более активным становилось левое полушарие.

Результаты данного исследования очередной раз подтвердили тот факт, что в правой части мозга происходит распознавание музыки и изображений, а в левой части выполняются функции, связанные с логическим рациональным мышлением, а также с математическими вычислениями. Научные сотрудники нисколько в этом и не сомневались, пока однажды их не попросили исследовать мозговую активность ребенка, который одержал победу в олимпиаде школьников по ментальной арифметике (сокращенно – менар).

Результаты данного исследования стали для ученых неожиданными:

оказалось, что у школьника, совершающего математические вычисления с помощью методов менар, более интенсивно работала правая область мозга, а не левая, как у детей, считающих обычным способом. Иначе говоря, выполняя арифметические действия на воображаемом абакусе, ученик привел в более активное состояние именно правое полушарие своего мозга.

Но ученые не были бы таковыми, если бы им хватило одного эксперимента для того, чтобы сделать научные выводы. Ведь работа нейронов в голове одного ребенка могла быть его уникальной особенностью. Однако последующие тестирования других ребят, увлекающихся ментальной арифметикой, каждый раз подтверждали результаты первого исследования с победителем олимпиады. Обнаруженные различия на электроэнцефалограммах разных участников были не значительны и не принципиальны.

Все ребята подтвердили, что, выполняя умственно вычисления, они представляли себе абакус, на котором с большой скоростью двигаются бусины.

Как обычно люди считают?

Они мысленно проговаривают слова, к примеру: «Двадцать пять разделить на пять равно пять». То есть, выполняя традиционный устный счет, человек заменяет математические символы словами. А ребята, освоившие методы менар, умственно визуализируют образ абакуса с движущимися бусинами.

Электроэнцефалограммы, записанные во время выполнения математических действий, отчетливо свидетельствуют о том, что традиционный счет и счет по методу менар совершаются в разных полушариях.

Похожим случаем мозговой активности можно считать игру в японские шахматы, когда люди решают различные задачи, совмещая данный процесс с игрой. Но при этом, шахматисты, делая подсчеты во время игры, все же пользуются возможностями левого полушария абсолютно так же, как все другие граждане во время счета.

Безусловно, все выше сказанное не означает, что ментальная арифметика оказывает влияние исключительно на развитие правой части головного мозга человека, а также на развитие музыкальных, художественных и иных творческих талантов. Здесь намного важнее наличие самой способности к визуализации, ведь данный навык может понадобиться в самых различных ситуациях.

Многие ребята, изучившие методы Менар, пользуются своими способностями при запоминании параграфа учебника либо в процессе подготовки к экзамену по истории, когда требуется запомнить огромное количество дат, событий, имен исторических личностей. Таким образом, навыки и способности, которые развиваются в процессе изучения методов ментальной арифметики, могут помочь добиться успеха во многих сферах деятельности.

Даже те ребята, которые делают только первые шаги к освоению  менар, способны выполнять примеры с простейшими действиями, складывая и вычитая числа по «ментальному» методу. Дети просто представляют в своем воображении, как перед их глазами движутся косточки абакуса.

Почему дети начинает любить математику

Обучение на курсах ментальной арифметики помогает ребенку понять десятичную систему, а также разряды чисел. Как только ученик начинает понимать, что такое цифры и числа, он начинает любить математику и в дальнейшем занимается ею увлеченно. Первые успехи вселяют в ребят уверенность в своих силах, таким образом изучение ментальной арифметики оказывает благотворное влияние и на успеваемость по другим школьным предметам.

Принципы современного образования базируются на изучении теории, запоминании огромных блоков различной научной информации. Никто и не спорит, теоретические знания занимают важное место в образовании, однако не всем ученикам дано с легкостью овладевать знаниями исключительно с помощью теории.

Ученые убеждены, что грамотное применение образного мышления, «тренируемого» в процессе изучения ментальной арифметики, даст возможность людям развивать свои способности креативно мыслить, используя неисчерпаемые и уникальные возможности своего мозга.

Вернуться к списку статей
На главную страницу