Центр ментальной арифметики в Санкт-Петербурге

Какой метод устного счета самый эффективный

о методике обучения ментальной арифметики

Приметой сегодняшнего дня стала повсеместная забота родителей о раннем дошкольном развитии детей. Ребят записывают во всевозможные кружки, студии, на курсы и в секции. В разных учреждениях свои направления подготовки и методы работы с детьми. Иногда польза от тех или иных занятий может быть и сомнительной.

А вот в чем не может быть сомнений, так это в пользе занятий устным счетом, навыки которого необходимы каждому ребенку уже в первом классе. В данной статье мы рассмотрим имеющиеся методики обучения счету и попытаемся определить самую эффективную из них.

Большинство родителей будущих первоклассников учились выполнять математические действия по традиционной методике. Помните: сначала учим состав числа, тренируемся в сложении и вычитании, затем зубрим таблицу умножения. Чтобы без калькулятора произвести вычисления с трехзначными числами нам требуется записать пример в столбик.

Кроме традиционного подхода к арифметике на данный момент действуют и другие методы обучения. Давайте разберемся, чем они отличаются друг от друга.

Традиционный метод А. М. Леушиной

По данной методике, применяемой еще в советских школах, чаще всего работают и сегодня в детских садиках нашей страны и на территории бывших советских республик. По этой программе дети учатся считать с помощью различных предметов – счетных палочек, пальцев, яблок, игрушек и прочее. Учебный процесс формируется в несколько этапов. Поначалу дети осваивают навык простого счета, затем изучают понятия «больше», «меньше», «равно». Далее считают в обратном порядке.

Достоинства методики

  • Дети могут тренироваться считать на улице, по дороге в садик, в очереди в детской поликлинике, да где угодно можно что-нибудь пересчитывать;
  • раскладывая счетные палочки (другие предметы), малыши развивают мелкую моторику пальцев;
  • Проговаривая вслух свои действия, дети развивают речь.

Недостатки традиционного метода

  • Занятия по данной методике не способствуют повышению скорости мышления ребенка.
  • У каждого ученика своя скорость усвоения учебного материала, а традиционный метод не годится для индивидуального подхода к групповым занятиям. В результате отстающие ребята испытывают сложности, а успешным учащимся становится скучно.

Устный счет по методу Гленна Домана

Суть данной методики состоит в том, что детей учат считать, используя карточки. Метод применяется преподавателями современных развивающих курсов, а также им вполне могут пользоваться и родители, занимающиеся с малышами самостоятельно.
На карточках изображены точки в разном количестве, поначалу используется только те, на которых не более пяти точек. Затем педагоги или родители используют в работе с ребенком карточки с большим количеством точек. Так малышей можно научить счету до 100, не работая с изображением цифр.

Чем хороша данная методика

  • Дети учатся делать вычисления с большими числами.
  • При обучении счету используется визуальное восприятие.
  • Нет необходимости комментировать вычисления вслух.

В чем недостатки программы

  • Методика не предусматривает развитие логических способностей ребенка, работает только память. Нет закрепления полученных знаний на практике.
  • Подвижным, неусидчивым ребятам сложно пассивно рассматривать скучные карточки и точки.
  • Покупка учебных карточек – достаточно затратное мероприятие, а чтобы сделать их самим, потребуется слишком большое количество времени.

Уроки ментальной арифметики

Это весьма эффективный метод обучения, построенный на использовании специальных счетов – абакуса. Прототип данного инструмента – древние китайские счеты, то есть принципы ментальной арифметики применялись людьми уже за тысячу лет до нашей эры.

В чем преимущества данной методики?

  • Индивидуальный подход, применяемый нашими преподавателями, дает возможность увлечь учебным процессом всех детей, не мешая каждому малышу осваивать программу с той скоростью, которая ему доступна.
  • У детей, занимающихся по данному методу, развивается уникальная память и способность к концентрации внимания.
  • Работа с абакусом развивает моторику пальцев, благодаря чему совершенствуется речь ребенка.
  • Ментальная арифметика способствует одновременному формированию как образного мышления, так и логики. При этом дети активно участвуют в учебном процессе, поэтому им не бывает скучно.
  • Программы обучения ментальному счету доступны как для пятилеток, так и для учащихся начальной школы. Более того, слушателями наших курсов становятся и ребята 6-11 лет (иные методики разработаны исключительно для дошкольников).
  • Регулярно тренируя навыки скоростного устного счета, дети совершенствуются и в других направлениях. Ребята с развитой на наших уроках памятью быстрее усваивают учебный материал и по другим школьным дисциплинам, а привычка к визуализации помогает им в творческих занятиях.
  • Ментальная арифметика – это на сегодняшний день единственная методика, дающая навык скоростного устного счета.
Вернуться к списку статей
На главную страницу