Центр ментальной арифметики в Санкт-Петербурге

Как развить память ребенка с помощью счета на абакусе

обучение детей устному счету

Обучение детей счету на абакусе (абаке или обычных косточковых счетах) особенно широко распространено в Корее, Японии и Китае. Данная методика применяется педагогами для развития математических способностей учеников.

Метод уже доказал свою эффективность, особенно наглядно это демонстрирует опыт обучения детей в Китае. Ведь известно, что на международных олимпиадах школьников по математике в последние годы очень часто побеждают именно юные таланты из Поднебесной. Кроме того, когда первое место достается школьникам из США, надо не забывать, что американская команда состоит в основном из китайцев.

Сегодня эта развивающая программа все активнее применяется во множестве стран мира, и вот уже в России появляются новые Центры ментальной арифметики, где дети учатся сначала считать на абакусе, передвигая косточки руками, а потом уже умозрительно выполняют математические действия на воображаемых счетах. Как отмечают педагоги, данная методика способствует развитию математических способностей в частности благодаря тому, что занятия с абакусом заставляют активно работать оба полушария головного мозга учащихся. В любых сферах деятельности запоминание информации достигается путем координирования, систематизирования, а также анализа различных данных. Более того, практика показывает, что счет с использованием абакуса улучшает еще и кратковременную память.

Группа индийских ученых-физиологов проводила исследование, цель которого состояла в том, чтобы оценить уровень кратковременной памяти у ребят 5-12 лет, занимающихся ментальной арифметикой от одного года до двух.

Краткое описание исследования

Пятьдесят детей, имеющих средний IQ из двух общеобразовательных школ и пятьдесят ребят, занимающихся счетом с абакусом, принимали участие в тестированиях на уровень развития кратковременной памяти. Результаты тестов говорят однозначно о том, что дети, изучающие ментальную арифметику, имеют более развитую слуховую и зрительную память, чем те ребята, которые не учатся в группах ментальной арифметики.

Актуальность исследования

Работа с абакусом тренирует способность ребенка к зрительной концентрации, а также слуховую и тактильную память. Решая примеры с применением принципов ментальной арифметики, ребенок использует несколько видов восприятия. Задача сначала анализируется, а потом решается. Действия, совершаемые (или воображаемые) правой рукой, тренируют навыки логического мышления и заставляют интенсивно работать левое «рациональное» полушарие. А манипуляции левой рукой активизируют «эмоциональное» правое полушарие, развивая фантазию ребенка, его творческие способности.

Ребята, участвующие в исследованиях, изучали ментальную арифметику на уровне четвертого и шестого этапов, каждый из которых продолжается по три месяца. Занятия продолжительностью в один час дети посещали два раза в неделю. После каждого этапа устраивался перерыв на месяц, когда ребята могли тренироваться с абакусом только дома.

Как проводились занятия с абакусом по этапам подготовки

  • 1 и 2 уровень: сложение и вычитание с применением абакуса;
  • 3 и 4 уровень: учатся умножать и делить на счетах;
  • 5 и 6 уровень: все перечисленные действия с дробными числами.

В ходе каждого этапа обучения дети решали задачи сначала с применением абакуса, а потом представляли передвижение косточек в уме.

Как проводилось тестирование на уровень памяти?

Участники исследования выполняли следующие задания:

  • последовательный счет, при котором постепенно возрастает числовая цепочка;
  • задания на обратный счет;
  • повторение предложений: дается пять фраз, которые ребенок должен воспроизвести сразу после прослушивания;
  • максимально подробно пересказать небольшой сюжет, который прочитает экзаменатор;
  • упражнение на зрительную память: посмотреть картинку, а после того, как ее уберут, вспомнить все изображенные на ней предметы, а также порядок, в котором они были распложены;
  • тест Бентона – в течение нескольких секунд ребенку показывают сложную геометрическую фигуру, потом убирают ее, после чего ученик немедленно воспроизводит увиденное.

Последнее исследование (тест Бентона) дает возможность объективно оценить кратковременную зрительную память, так как предмет дети воспроизводят сразу же. Конструктивные способности и пространственное воображение задействуются одновременно и показывают, насколько продуктивна деятельность правого полушария мозга.

Упражнения с последовательным счетом позволяют оценить кратковременную аудиальную память участников. Также это структурированный тест на проверку внимания.

В более сложных заданиях с обратным счетом нужно не только запомнить весь числовой ряд, но и провести анализ полученной информации, чтобы суметь воспроизвести числовую цепочку в обратном порядке. Результаты таких заданий позволяют оценивать и уровень понимания материала на слух, и способность к воспроизведению визуальных образов.

Ученики, обладающие навыками ментальной арифметики, способны воспроизвести по памяти цепочки до 20 чисел в любом порядке, так как они мысленно визуализируют числа на счетах.

Тесты, направленные на оценку слуховой памяти, с пересказом истории также показали более высокие результаты у детей, обучающихся в группах ментальной арифметики.

Этот вид тестирования не подразумевает решение задач с математическими действиями, и дети, прошедшие подготовку по ментальной арифметике, добиваются высоких показателей благодаря развитию общей кратковременной памяти.

Эксперты пришли к выводу, что работа с абакусом, безусловно, способствует интенсивному развитию правой части головного мозга, функцией которого является такая важная когнитивная способность, как внимание, а также определение и запоминание тех или иных пространственных шаблонов.

Результаты проведенного исследования показывают, что дети, обучающиеся в группах ментальной арифметики, отличаются от других учеников более высоким уровнем кратковременной памяти как зрительной, так и слуховой. И это, конечно же, помогает им добиваться отличных оценок не только по математике, но и по другим школьным предметам, а также в иных сферах, где можно применить полученные навыки.

Вернуться к списку статей
На главную страницу