Центр ментальной арифметики в Санкт-Петербурге

Как ментальная арифметика улучшает память

Как ментальная арифметика улучшает память

Никого не надо убеждать в том, насколько важна память для успешной учебы. Это очевидный, всем известный факт. Поэтому родители так паникуют, если замечают, что их ребенок не может выучить стихотворение на полстраницы, сидит за уроками часами, но не может запомнить простое правило или параграф из учебника. Чтобы помочь такому школьнику, надо выяснить, почему же у него возникли трудности с запоминанием.

Есть такие дети, которые от природы рассеянны, им трудно сосредоточиться на одной теме, поэтому они часто почти сразу же забывают о том, что им говорили. Такие проблемы могут возникать из-за особенностей нервной системы ребенка, иногда это связано с эмоциональным фоном.

Психологи выделяют две категории причин, почему у детей может снижаться способность к запоминанию: естественные и приобретенные под воздействием внешних факторов.

Естественные причины рассеянного внимания и забывчивости у детей

Генетика. Часто малыши не могут сосредоточиться на каком-либо одном предмете и запомнить информацию, с ним связанную, в силу генетических особенностей развития мозга. Генетический фактор никто не может отменить, однако ситуация не безнадежна, память можно развивать. В этом помогают специальные упражнения на тренировку памяти, логики, внимания.

Гиперактивность, которая часто сопровождается синдромом дефицита внимания. Такое нарушение деятельности центральной нервной системы встречается достаточно часто. Гиперактивные детки не могут долго сидеть на одном месте, поэтому не могут сосредоточить свое внимание на одной теме и запомнить информацию.

Надо ли как-то лечить таких детей? Медикаментозно – крайне редко. Как правило, психологи советуют родителям продумать и организовать для ребенка оптимальный режим дня, в котором будет достаточно времени для прогулок на свежем воздухе, активных игр, спорта и полноценного сна.

Невроз. Эта проблема может вызвать нарушения памяти уже в раннем возрасте. Опытные неврологи безошибочно определяют этот диагноз. Врач назначает комплекс упражнений для развития мышления, памяти, внимания и других функций. Начиная с пяти лет, пациентам могут назначить и медикаментозную поддержку.

Внешние причины детской рассеянности и нарушений памяти

Есть ребята, которые постоянно забывают взять с собой в школу спортивную форму, учебники или тетради. Дома они не могут вспомнить, что изучали в классе, что было на обед в столовой.

Эти явления объясняются чаще всего несоблюдением режима дня: недостаточно времени для сна, мало физических нагрузок. Занятия физкультурой не только укрепляют мускулатуру, но и способствуют развитию мозга благодаря улучшенному кровообращению.

Несбалансированное меню, недостаток витаминов, тех или иных микроэлементов, недостаток или полное отсутствие упражнений, развивающих концентрацию и внимание, также могут ухудшить память

Чрезмерная нагрузка в школе, переизбыток информации, которую ребенок не успевает усвоить.

Отсутствие интереса к предмету изучения. Информация детьми воспринимается эмоционально. Даже, если у ребенка хорошо развита концентрация, он может пропустить мимо ушей скучную для него тему.

Как помочь ребенку с нарушениями памяти

Прежде всего, следует исключить физиологические причины плохой памяти – недосыпание, дефицит витаминов и прочее. Здоровое сбалансированное меню, регулярные прогулки, умеренные занятия спортом – необходимые условия правильного развития ребенка.

Как работает память

Вся информация, которую мы храним в голове, – это переплетение самых разных образов и связанных с ними ассоциаций. Дети скорее запомнят слова песни, если разучат их с друзьями у костра в туристическом походе, чем дома по книжке. Поэтому визуализация и образное мышление являются базой для многих методик развития памяти.

Виды памяти

Получая разнообразную информацию извне, мы задействуем разные виды памяти: слуховую, зрительную, тактильную и прочее. Полученные сведения мозг использует по ситуации (рабочая память или оперативная) либо откладывает в долгосрочную память.
Для всех видов памяти применимо общее правило: чем более разнообразные способы восприятия используются, тем лучше запоминается информация.

Желающим развить память психологи советуют специальные упражнения, а также регулярно повторять пройденный материал.

Эффективные упражнения для дошкольников и учеников начальной школы (от 7 до 10 лет) – это логические задачки, головоломки, игры. Лучший результат будет достигнут, если в игре задействовать разные органы чувств: осязание, зрение, слух.

Важную роль в улучшении памяти играет правильная организация процесса обучения. Рассеянному ребенку поможет планирование всех дел и занятий заранее в специальном дневнике.

Такой дневник дает еще один положительный результат. Вычеркивая запланированные дела, ученик видит реализованные цели. Таким образом, ребенок приобретает уверенность в своих силах, получает стимул к реализации новых планов.

Ментальная арифметика помогает улучшить память комплексно с помощью таких инструментов, как развитие мелкой моторики, визуализация, воздействие на различные центры восприятия.

Выполняя математические действия со специальными счетами – абакусом, ребенок задействует разные виды памяти, активизируя работу разных участков головного мозга.

Хорошая память у школьника – чудесный помощник в его обучении, но не будем забывать, что это только один элемент системы гармоничного развития ребенка, наряду с навыками анализа, логикой и воображением. Поэтому развивать детский интеллект необходимо всесторонне, комплексно, именно так, как это происходит в наших группах ментальной арифметики.

Вернуться к списку статей
На главную страницу